В Топах прямо сейчас висит пост Темы про «ебан…тую топонимику». Хотя контекст у него несколько другой, он напомнил мне о топонимике средневековой Руси, когда срамословие в этой самой топонимике, в названиях деревень, хуторов, починков и речек цвело, так сказать, буйным цветом. недавно читал про это.
Времена были такие. Государство еще не присвоило себе полномочия, давать названия населенным пунктам, деревенькам да реченькам. Как правило, это делали бояре да помещики. И, в зависимости от испорченности того или иного персонажа, названия эти не всегда были благозвучными.
Срамословную топонимику можно условно разделить на несколько групп. В первой группе – названия согласно экспрессивной терминологии, обозначающей определенные физиологические отправления человеческого организма. Вторая группа - все историко-географические названия, происходящие от слова «блядь». К третьей группе отнесена обеденная лексика, определяющая в синонимических рядах мужские и женские гениталии. Наконец, четвертую группу составила совокупность в основном отглагольных существительных, образованных от хорошо известного матерного глагола, означающего половой акт. Естественно, я привожу лишь небольшую часть топонимов, украшавших тогда географические карты средневековой Руси.
Вот такие названия встречались в этих самых картах:
Первая группа
Бздикикино — селице;
Бздихино — деревня;
Бздунишка — селище;
Бздуново — деревня;
Говейнов заулок — местность, урочище;
Говенково — деревня;
Пердилово — пустошь;
Пердунов — починок;
Пердуново — деревня;
Пердухино — пустошь;
Пердякин починок — пустошь.
Вторая группа
Бляденка — речка;
Блядейский — отвершек оврага;
Блядея — речка;
Блядцово — деревня.
Третья группа
Безмудово — деревня;
Елда — волостка;
Залупицы — волость;
Хуярово — пустошь-селище;
Мандино — деревня;
Мудищево — селище;
Мудовка — речка;
Пезделка — деревня;
Пезделово — пустошь;
Пиздино («Избушкино тож») — пустошь;
Пиздоклеин — починок;
Пиздюрино — деревня;
Пиздюрка — речка;
Хуиково — деревня;
Хуянков — починок.
Четвертая группа
Ебехово — деревня;
Еботенка — речка;
Ебшино — деревня;
Ебалово — деревня;
Наебуха — речка;
Ненаебуха — речка;
Поиблица — деревня;
Феномен топонимического срамословия «поразил» тогда 22 уезда страны. Постепенно, неприличные деревни исчезали или меняли свои названия. Вряд ли они сегодня уже так называются, хотя «щекотливые» топонимические названия встречаются и сегодня.
А вы, друзья мои, знаете, какие-нибудь смешные названия деревень, городов и рек?
UPD: Стоит отметить, что обсценная (матерная) лексика была не так уж распространена на Руси. Назарову удалось отыскать лишь 67 таких названий, что составляет всего лишь 0,1% русских топонимических названий того времени. Ебан...тых помещиков было не так уж и много. )))
Кстати, любопытно, что ряд названий образованы от личных имён, и таким образом дают представления также об обсценной лексике в антропонимии, сообщая нам о существовании людей с именами: Бздиха, Пердун, Пердяка, Мудыня, Хуянок и т. п.
По материалам статьи В.Д. Назарова "Срамословие" в топонимике России XV-XVI в.в."
Journal information